Ищенко Николай Александрович

Герой Советского Союза
Ищенко Николай Александрович – командир авиаэскадрильи 746-го авиационного полка (45-я авиационная дивизия, Авиация дальнего действия), майор.Родился 1 (14) февраля 1910 года в селе Большесидоровское ныне Красногвардейского района Республики Адыгея. Русский. Окончил 4 класса школы и Макйкопскую профтехшколу. Работал трактористом, шофёром в совхозе, бригадиром по ремонту на автотракторной базе Майкопского леспромхоза (до августа 1931 года).В 1934 году окончил Батайскую лётную школу ГВФ. Работал пилотом в Свердловском авиационном отряде; летал на самолётах У-2, П-5, К-5, ПС-7, «Сталь-3». За выдержку и мастерство в аварийной ситуации был награждён орденом «Знак Почёта». На пассажирском самолёте ПС-40 освоил самую длинную в то время авиатрассу Москва–Иркутск.В армии с февраля 1941 года. Был назначен заместителем командира авиаэскадрильи 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка, созданного по инициативе и под командованием А.Е.Голованова из лучших пилотов и штурманов Аэрофлота.Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 года в должности заместителя командира авиаэскадрильи 212-го дальнебомбардировочного авиационного полка. На бомбардировщике Ил-4 участвовал в оборонительных боях в Белоруссии. 30 июня 1941 года при выполнении боевого задания его самолёт был сбит истребителями противника. Н.А.Ищенко до последнего тянул горящую машину к линии фронта и покинул её с парашютом в последний момент.Обожжённый и тяжело раненный (у него была раздроблена пяточная кость), Н.А.Ищенко четыре месяца находился на излечении в госпитале. Лётная комиссия признала его негодным к службе в военной авиации и направила в Свердловск для работы в ГВФ. Однако лётчик добился разрешения вернуться на фронт.С апреля 1942 года – командир корабля, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 746-го (с сентября 1943 года – 25-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия. На бомбардировщике Пе-8 неоднократно совершал ночные вылеты на бомбардировку и разведку крупных объектов противника в его глубоком тылу. Он трижды бомбил Варшаву и Кёнигсберг, дважды – Хельсинки и Тильзит; наносидл бомбовые удары по железнодорожным узлам и аэродромам Бреста, Инстербурга, Констанцы, Орши, Гомеля, Льгова, Вязьмы, Бахмача, Пскова, Курска, Борисова, Осиповичей, Рославля, Риги, Таллина и других городов. Всего за время войны совершил 142 боевых вылета (7 дневных на Ил-4 и 135 ночных на Пе-8).За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июля 1943 года майору Ищенко Николаю Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1062).После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. Погиб 12 сентября 1945 года в авиакатастрофе на бомбардировщике Пе-8. Похоронен на Старом кладбище города Раменское Московской области.Майор (1943). Награждён орденами Ленина (1943), Красного Знамени (1942), Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (1942), «Знак Почёта» (1936), медалями.В родном селе в честь Героя сооружён мемориальный комплекс, средняя школа №8, в которой он учился, носит его имя.Биография первоначально размещена в 2006 году Н.В.Уфаркиным на основании книги:Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. Том 1. – М.: Воениздат, 1987,а в январе 2009 года на основании точных архивных данных написана А.А.Симоновым.